Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме


Слушать аудиоверсию

0:00 / 09:41

Текст читает: Павел Каминский

Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме

В нашем мире всё обосновано принципом причинно-следственной связи. Это отражено, в том числе, и во огромном количестве народных поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и отзовется», «Как ударишь, так и получишь» и так дальше. Но это — только верхушка айсберга, так сказать, упрощённое осознание закона кармы, и конкретно по данной нам причине нередко появляются некие вопросцы и сомнения в том, что закон кармы работает. Например, одно и то же действие, но совершённое в различных обстоятельствах, может привести, иногда, даже к обратным результатам. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Понятие кармы в буддизме

В буддизме карма значит преднамеренное действие, совершенное с определенным помыслом. Каждое действие можно оценивать, рассматривая его четыре составляющих:

объект деяния;
мотивация;
само действие;
отношение к уже завершённому действию.

И лишь по совокупы всех этих четырёх составляющих можно всеполноценно найти, какого свойства совершено действие, к каким последствиям может привести, и даже представить, как скоро человек получит воздаяние за собственный поступок.

1. Объект деяния

Это 1-ое, что мы оцениваем, когда пытаемся рассматривать то либо другое действие. Есть мировоззрение, что наше взаимодействие с людьми, и совершенно с {живыми} созданиями, обосновано кармическими связями. Согласно ведическим познаниям, мы даже не можем узреть живое существо, с которым у нас нет кармической связи. Все, с кем мы, так либо по другому, взаимодействуем, имеют с нами кармическую связь из прошедшего. Просто интенсивность этих связей различная. Например, человек, с которым мы просто переглянулись на улице, имеет с нами слабенькую кармическую связь, а наши предки — это души, с которыми кармическая связь формировалась в протяжении почти всех жизней.

Конкретно потому в буддизме считается, что самое активное и полное воздаяние мы получаем за деяния, совершённые в отношении трёх категорий созданий — наших родителей, наших учителей в широком смысле слова, также просветлённых созданий. Другими словами, что это означает? Речь идёт о том, что деяния, совершённые в отношении этих трёх категорий созданий, окажут наибольшее на нас действие. Если мы совершаем благо, это благо приумножится неоднократно и, быстрее всего, воздаяние будет резвее, чем в других вариантах. Если мы совершим зло, это зло умножится неоднократно и воздаяние также настигнет нас резвее.

Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме

В сутрах описывается, вариант когда дама пожертвовала Будде крайнее, что у неё было, — свою накидку. И Будда произнес присутствовавшим на том собрании величавым царям и правителям: «Пожертвование данной нам дамы превосходит все ваши пожертвования, ибо она дала крайнее». И здесь же дама получила воздаяние за собственный поступок — все, кто находился на собрании, сделали даме огромное количество драгоценных подарков.

Таковым образом, если мы совершаем действие в отношении тех людей, с которыми у нас мощная кармическая связь, воздаяние за таковой поступок будет в еще большем объёме и настигнет нас резвее. Считается, что за деяния, которые мы совершаем в отношении родителей, учителей и просветлённых созданий, мы получим воздаяние уже в данной нам жизни. И если мы совершаем неблагие поступки, это не дозволит нам развиваться, даже если мы столкнёмся с самыми массивными практиками йоги.

2. Мотивация

2-ая, не наименее принципиальная, составляющая — мотивация. Как ни феноминально, но деяния нередко могут смотреться идиентично, но конкретно мотивация описывает то, как можно охарактеризовать данный поступок. Например, таковой буддийский учитель, как Вималакирти, посещал игорные дома, питейные заведения и бордели, но совсем не для того, чтоб веселиться, а чтоб наставлять присутствующих там в Дхарме особенными способами, используя так именуемые уловки.

На наиболее бытовом уровне можно привести пример с наказанием ребёнка: если родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) действует из чувства соболезнования и при всем этом не испытывает гнева и раздражения, то таковая мотивация является великодушной. Если же наказание ребёнка — это просто месть за его противное для родителей поведение, то это уже совершенно иная мотивация. Таковым образом, мы можем созидать, что форма деяния одна и та же, но мотивация абсолютно различается. И, как следует, воздаяние за, чудилось бы, однообразные по форме поступки будет совсем различное.

3. Действие

Дальше само действие. Оно бывает завершённым либо незавершённым. Существует мировоззрение, например, что если человек не сделал действие по причинам от себя не зависящим, то от ответственности за это действие он освобождается, ведь оно не совершено.

Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме

Но Иисус во время Нагорной проповеди гласил: «Вы слышали, что сказано старым: не убивай, кто же убьёт — подлежит суду. А я говорю для вас, что всякий, кто гневается на брата собственного, — подлежит суду». Таковым образом, если человек имеет желание уничтожить кого-то, но не совершает убийства, к примеру, из-за физической беспомощности либо из-за ужаса наказания, — это совсем не его награда, это просто стечение событий. И если б происшествия были другими, он полностью мог бы привести в выполнение свою затею.

Читайте также:  Из-за что Игорь Бутман бросил свою первую супругу?

Также Иисус гласил: «Вы слышали, что сказано старым: не прелюбодействуй. А Я говорю для вас, что всякий, кто глядит на даму с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердечко своём». Опять-таки речь идёт о том, что невозможность совершить порок совсем не высвобождает человека от ответственности. Считается, что карма скапливается на трёх уровнях: уровне тела, речи и разума. И если человек в собственных идей «казнит» обидчика — это то же самое, что он сделал бы это физически. Это подтверждает даже современная наука — по словам нейробиолога Джереми Беннетта, наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) не различает реально происходящих событий от наших фантазий и на всё реагирует идиентично.

4. Отношение к совершённому действию

«Повинную голову клинок не сечёт». Речь идёт о том, что раскаявшийся человек достоин снисхождения. И это оканчивающий шаг совершения деяния. Есть мировоззрение, что даже если человек сделал самый недостойный поступок в отношении, к примеру, собственных родителей и мотивация его была самая, что ни на есть скверная, но опосля совершения поступка он понял, что был не прав, и от всей души раскаялся — это уже облегчит воздаяние за совершённый поступок.

Но это правило работает и в оборотную сторону. Например, если человек сделал некое пожертвование, но при всем этом мотивация его была эгоистичная, к примеру, он вызнал о законе кармы и чисто из коммерческих интересов решил пожертвовать средства, чтоб к нему возвратилось ещё больше, то в этом случае такое отношение к совершённому действию воздействует на конечный итог: или воздаяние за поступок наступит намного позднее, или же в еще наименьшем объёме.

Таковым образом, само действие — это только верхушка айсберга, это только форма, за которой прячется сущность. И судить о поступках только по форме — это весьма поверхностное восприятие вопросца, которое и порождает почти все сомнения в том, что закон кармы существует.

Философия кармы в буддизме

Есть много примеров того, как просветлённые существа и величавые учителя совершали, на 1-ый взор, аморальные и ужасные поступки, но принципиально осознавать, что они лицезреют действительность несколько обширнее и действуют, исходя из соболезнования к своим ученикам, потому иногда используют разные конструктивные средства, чтоб посодействовать им развиваться.

Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме

Например, история о том, как величавый йогин Марпа «глумился» над своим учеником Миларепой. И на 1-ый взор может показаться, что Марпа был просто садистом. Но глядеть на ситуацию с позиции самой ситуации — это то же самое, что оценивать общую картину по одному пазлу. Если же разглядеть всю историю жизни Миларепы, то становится ясно, что своими ожесточенными, на 1-ый взор, поступками Марпа высвобождал Миларепу от его кармы, чтоб тот мог развиваться.

И самое, пожалуй, основное в вопросце оценки деяния — это мотивация. Если мы действуем из благих побуждений, то наши поступки постоянно будут приносить пользу окружающим и уже не так принципиально, какими будут объекты наших действий и как будут смотреться наши поступки по форме. Также принципиальна собственная оценка собственных действий. Недаром считается, что гордыня — это самая крайняя ловушка на пути духовного развития. Когда человек совершает много благих дел, конкретно этот недочет может его победить.

И если всё же мы сделали нелицеприятный поступок, конкретно четвёртая составляющая деяния (отношение к совершённому действию) — это то, что может облегчить скопленную карму. Принципиально, чтоб раскаяние было искренним и приводило не попросту к посыпанию головы пеплом, а к действиям, которые дозволят очень нейтрализовать последствия собственных недостойных действий. Даже если мы сделали зло, фактически постоянно есть возможность всё поправить.

Конкретно от вышеперечисленных составляющих и зависит, каким будет воздаяние за наши поступки, как стремительно итог наших поступков к нам вернётся, в которой форме он придёт и так дальше. И, анализируя свои поступки с позиции этих четырёх составляющих, можно управлять собственной жизнью.

Карма в буддизме | Четыре составляющих кармы в буддизме

Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий